В логопедическом кабинете созданы оптимальные условия для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета побуждает ребенка к деятельности, познанию и способствует развитию всех сторон речи и неречевых психических функций. Создавая развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета, руководствуюсь следующими принципами: соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; системность; доступность; мобильность; многообразие материала; инновационная направленность; эстетика оформления.
Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформила с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей.
По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно условно разделила на несколько основных зон:
- Зона коррекции звукопроизношения, в которой находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка), литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки по автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры)
- Зона развития мелкой моторики, в которой находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты по различным лексическим темам, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.
- Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи с использованием рассказов и сказок для пересказов, картин для составления рассказов, кроссвордов, загадок, стихотворений, словесных игр и заданий по текущей лексической теме.
- Зона развития речевого дыхания, включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее, также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие игрушки.
- Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает: схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.
- Зона развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Антонимы», «Синонимы», «Азбука действий» и др.).
- Зона обучения грамоте представлена схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами и т.д.
- Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию речи детей; методическая литература по коррекции звукопроизношения; методическая литература по преодолению ОНР, ФНР, ФФНР; учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи; пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах); занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры, лото, пазлы, игрушки); оборудование, способствующее формированию речевого дыхания; оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.
- Зона ТСО, в которой располагаются магнитофон, компьютер, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.
- Информационная зона, где размещаются: график работы логопеда, расписание занятий, памятки логопеда.
Используемая литература
- Волкова Г.А., Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993.
- Володина В.С., Альбом по развитию речи. Москва: Росмэн, 2007.
- Выгодский Л.С., Основы дефектологии. – М., 2002.
- Гегелия Н.А., Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопедов. Москва: Владос, 2001.
- Герасимова А.С., Популярная логопедия: Практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет. Москва: Айрис – пресс, 2007.
- Данилова Е.А. Пальчиковые игры. Москва: Росмэн, 2007.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация звуков речи у детей. Комплект из 4 альбомов. Москва: Гном и Д., 2007.
- Косинова Е.М., От звука к слову – логопедический практикум. Москва: Росмэн, 2007. – 104с.
- Лалаева Р.И., Формировании лексики и грамматического строя у дошкольников с недоразвитием речи. – СПб., 2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
- Логопедия /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2001.
- Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2003.
- Новоторцева Н.В., Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С, Ш, Л, Р. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Рыбина А.Ф., Логопедия. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград: Учитель, 2003.
- Седых Н.А., Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. Москва: Аст, 2004.
- Скворцова И.В., Логопедические игры для детей 4 – 6 лет. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Теремкова Н.Э., Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. 4 альбома. Москва: Гном и Д., 2006.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи /Министерство образования РСФСР. – М., 1991.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М., 2002.
- Шашкина Г.Р. и др., Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
Программы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л. И. Плаксиной (для детей с нарушением зрения). – М, 1997.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, – М., 1986.
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва, 1991.
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва, 2005.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н.В.Нищева. – С-Пб, 2004.
- Программа обучения и воспитания дошкольников с ТНР. Под редакцией Лопатиной Л.В. – С-Пб, 2009.
- Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. Н.В. Нищева. – С-Пб, 2007.
- Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада с ОНР. Н. В. Нищева. – С-Пб., 2007.
Коррекционные методики
Общие коррекционные программы
- Т.Б.Филичева, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)»
- Коррекционно – развивающая, образовательная программа для детей с фонетическим недоразвитием речи: Формирование звукопроизношения у дошкольников».
- Н.В.Нищева, «Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Литература для обследования речи детей
- Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под редакцией Н.В.Серебряковой;
- «Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду» О.Е.Грибовой;
- Стимульный материал для логопедического обследования О.Е.Громовой и Г.Н.Соломатиной;
- Тесты для дошколят. Развитие речи под редакцией С.В.Лавриной, Н.Л.Кутявиной и т.д.;
- Речевая карта Н.В.Нищевой;
- Альбом индивидуального обследования дошкольников Т.А.Ткаченко;
- Альбом по развитию речи В.С.Володиной.
Работа с детьми младшего возраста
- Н.В.Нищева, «Коррекционно – развивающая работа в младшей логопедической группе детского сада».
- Л.Н.Павлова, «Раннее детство: Развитие речи и мышления», наглядно – дидактическое пособие от 1 до 3 лет.
- В.В.Гербова, «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».
- З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова, «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
Коррекция звукопроизношения
- Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, «Формирование звукопроизношения у дошкольников». Учебный комплект по логопедии.
- Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, «Учись говорить правильно». Учебный комплект по логопедии.
- В.Цвынтарный, «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».
- И.Г.Выгодская, Н.А.Гегелия, Т.И.Кочеровская, «Исправление нарушения звукопроизношения у подростков».
- А.И.Богомолова, «Логопедическое пособие для занятий с детьми».
- М.Ф.Фомичёва, «Воспитание у детей правильного произношения».
Работа с детьми с ФФНР
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 1 период обучения.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 2 период обучения.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 3 период обучения.
- Н.И.Гридчина, «Речевые пятиминутки».
- Е.Ф.Рау, «Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста».
- Н.Г.Алтухова, «Научитесь слышать звуки».
Коррекция ОНР
- И.В.Скворцова, «Логопедические игры + CD. Для детей 4-6 лет»
- Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, Методика развития речи детей дошкольного возраста.
- Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селивёрстова В.И.
- А.И.Максаков, Г.А.Тумакова, «Учите, играя».
- Г.С.Швайко, «Игры и игровые упражнения для развития речи».
- Ю.Г.Илларионова, «Учите детей отгадывать загадки».
- Л.Н.Ефименкова, «Формирование речи дошкольников».
- С.А.Миронова, «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
- З.Е.Агранович, «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».
- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР».
- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР».
- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет».
- Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».
Преодоление нарушений слоговой структуры слова
- З.Е.Агранович, «Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова».
Логоневроз
- А.В.Ястребова, «Коррекция заикания у учащихся образовательной школы».
- И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская, «Устранение заикания у дошкольников в игре».
- И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская, «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».
- Г.А.Волкова, «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников».
Диагностический материал
- Т.А.Ткаченко, «Альбом индивидуального обследования дошкольника».
- О.Б.Иншакова, «Альбом для логопеда».
- Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом для обследования детей 3 – 4 лет».
- Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом для обследования детей 4 – 5 лет».
- Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом для обследования детей 5 – 6 лет».
- Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом для обследования детей от 6 – 7 лет».
- С.Д.Забрамная, О.В. Боровик, «Дидактический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».
- Г.А.Волкова, «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики».
- О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова, «Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона. Альбом первый».
- О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова, «Дидактический материал по обследованию речи детей. Письменная и связная речь».
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е.А.Стребелевой.
- О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, «Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие». Кабинет логопеда оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной коррекционно-логопедической работы.
Для обследования и развития речевых и неречевых процессов:
- Филичева Т.Е., Каше Г.Л., Дидактический материал по исправлению недостатков речи. – М., 1989.
- Соловьева О.И., Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1975;
- Соколенко И.И., «Посмотри и назови» – дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1997;
- Бессонова Т. П., Грибова О. Е., Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 1994;
- Пятакова О.Б., Альбом для логопеда. — М., 1998.
Дидактические игры и пособия по развитию и коррекции речи:
- наборы предметных картинок;
- наборы сюжетных картинок;
- наборы картинок по автоматизации звуков речи;
- набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, свисток, свистульки), поющие игрушки – петушок, птички;
- мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки (кукла, лягушка, мишка, машины, зайка и др.);
- разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2,3,4,6 частей;
- игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов (по лексическим темам и по звукам);
- изображение контуров предметов и их частей;
- наборы карточек «Скажи одним словом», помогающих выработать обобщающие понятия;
- игра «Сравни и отличи»: наборы картинок для игры «Один-много», «Найди отличия»;
- игра «Бывает – не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями;
- картинки-слова, близкие по звуковому составу;
- «Семафор» – набор предметных картинок, карточки-сигналы;
- схемы слова, обозначающие начало, середину и конец слова (для определения позиции звука в слове).
- игра «Большие и маленькие» – набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;
- игра «Что забыл нарисовать художник?» – набор картинок, изображающих предметы и части предметов;
- игра «Зоологическое лото» – картинки с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, Севера;
- игра «Волшебный мешочек» – набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики;
- игра «Скажи наоборот»;
- игра «Кто что делает?» – набор картинок с изображением людей разных профессий;
- игра «Что с чем?» – картинки, изображающие предметы, необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах);
- игра «Профессии» – наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда;
- игра «Волшебный сундучок» – картинки с изображением одного, двух, пяти предметов;
- игра «Кто у кого?» – картинки с изображением животных, птиц и их детенышей;
- серии последовательных сюжетных картинок;
- сюжетные картинки по лексические темам;
- схемы для составления описательных рассказов;
- набор звуков-символов;
- серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие;
- альбомы И.И. Соколенко, Л.И. Богомоловой, Н.В. Новоторцевой, ГА. Каше, В.В. Коноваленко для формирования правильного звукопроизношения;
- набор вертушек, султанчиков, снежинок, бабочек для развития дыхания;
- мозаика; трафареты различной сложности; пирамидки;
- пособие «Зашнуруй ботинок»;
- игра «Собери бусы» – набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура;
- пособие «Пришей пуговицу» – деревянные пуговицы больших размеров, набор шнурков разного цвета;
- азбука, магнитные буквы.