Меню сайта

В логопедическом кабинете созданы оптимальные условия для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Развивающая предметно-пространственная среда  кабинета побуждает ребенка к деятельности, познанию и способствует развитию всех сторон речи и неречевых психических функций. Создавая развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета, руководствуюсь следующими принципами: соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; системность; доступность; мобильность; многообразие материала; инновационная направленность; эстетика оформления. 
Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформила  с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. 

По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно условно разделила на несколько основных зон:

  1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находятся: настенное зеркало с  дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка), литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки по автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с  артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры)
  2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся  разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты по различным лексическим темам, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.
  3. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи с  использованием рассказов и сказок для пересказов, картин для составления рассказов, кроссвордов, загадок, стихотворений, словесных игр и заданий по текущей лексической теме. 
  4. Зона развития речевого дыхания,  включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее, также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие игрушки. 
  5. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза  включает: схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах. 
  6. Зона развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Антонимы», «Синонимы», «Азбука действий» и др.).
  7. Зона обучения грамоте представлена схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами и т.д.
  8. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию речи детей; методическая литература по коррекции звукопроизношения; методическая  литература по преодолению ОНР, ФНР, ФФНР; учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи; пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах); занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры, лото, пазлы, игрушки); оборудование, способствующее формированию речевого дыхания; оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.
  9. Зона ТСО, в которой располагаются магнитофон, компьютер, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.
  10. Информационная зона, где размещаются: график работы логопеда, расписание занятий, памятки логопеда.

Используемая литература

  1. Волкова Г.А., Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993. 
  2. Володина В.С., Альбом по развитию речи. Москва: Росмэн, 2007. 
  3. Выгодский Л.С., Основы дефектологии. – М., 2002.
  4. Гегелия Н.А., Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопедов. Москва: Владос, 2001. 
  5. Герасимова А.С., Популярная логопедия: Практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет. Москва: Айрис – пресс, 2007. 
  6. Данилова Е.А. Пальчиковые игры.  Москва: Росмэн, 2007. 
  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.,  Автоматизация звуков речи у детей. Комплект из 4 альбомов. Москва: Гном и Д., 2007. 
  9. Косинова Е.М., От звука к слову – логопедический практикум. Москва: Росмэн, 2007. – 104с.
  10. Лалаева Р.И.,  Формировании лексики и грамматического строя у дошкольников с недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов на Дону: Феникс, 2004. 
  12. Логопедия /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2001.
  13. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2003. 
  14. Новоторцева Н.В., Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С, Ш, Л, Р. Ярославль: Академия развития, 2001. 
  15. Рыбина А.Ф., Логопедия. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград: Учитель, 2003. 
  16. Седых Н.А., Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. Москва: Аст, 2004. 
  17. Скворцова И.В., Логопедические игры для детей 4 – 6 лет. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 
  18. Теремкова Н.Э., Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР.  4 альбома. Москва: Гном и Д., 2006. 
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи /Министерство образования РСФСР. – М., 1991.
  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М., 2002.
  21. Шашкина Г.Р. и др., Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.

Программы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л. И. Плаксиной (для детей с нарушением зрения). – М, 1997.
  2. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, – М., 1986.
  3. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва, 1991.
  4. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва, 2005.
  5. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н.В.Нищева. – С-Пб, 2004.
  6. Программа обучения и воспитания дошкольников с ТНР. Под редакцией Лопатиной Л.В. – С-Пб, 2009.
  7. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. Н.В. Нищева. – С-Пб, 2007.
  8. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада с ОНР. Н. В. Нищева. – С-Пб., 2007.

Коррекционные методики


Общие коррекционные программы

  1. Т.Б.Филичева, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)»
  2. Коррекционно – развивающая, образовательная программа для детей с фонетическим недоразвитием речи: Формирование звукопроизношения у дошкольников».
  3. Н.В.Нищева, «Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

 Литература для обследования речи детей

  1. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под редакцией Н.В.Серебряковой;
  2. «Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду» О.Е.Грибовой;
  3. Стимульный материал для логопедического обследования О.Е.Громовой и Г.Н.Соломатиной;
  4. Тесты для дошколят. Развитие речи под редакцией С.В.Лавриной, Н.Л.Кутявиной и т.д.;
  5. Речевая карта Н.В.Нищевой;
  6. Альбом индивидуального обследования дошкольников Т.А.Ткаченко;
  7. Альбом по развитию речи В.С.Володиной.             

Работа с детьми младшего возраста

  1. Н.В.Нищева, «Коррекционно – развивающая работа в младшей логопедической группе детского сада».
  2. Л.Н.Павлова, «Раннее детство: Развитие речи и мышления», наглядно – дидактическое пособие от 1 до 3 лет.
  3. В.В.Гербова, «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».
  4. З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова, «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

 Коррекция звукопроизношения

  1. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, «Формирование звукопроизношения у дошкольников». Учебный комплект по логопедии.
  2. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, «Учись говорить правильно». Учебный комплект по логопедии.
  3. В.Цвынтарный, «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».
  4. И.Г.Выгодская, Н.А.Гегелия, Т.И.Кочеровская, «Исправление нарушения звукопроизношения у подростков».
  5. А.И.Богомолова, «Логопедическое пособие для занятий с детьми».
  6. М.Ф.Фомичёва, «Воспитание у детей правильного произношения».

Работа с детьми с ФФНР

  1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 1 период обучения.
  2. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 2 период обучения.
  3. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 3 период обучения.
  4. Н.И.Гридчина, «Речевые пятиминутки».
  5. Е.Ф.Рау, «Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста».
  6. Н.Г.Алтухова, «Научитесь слышать звуки».

Коррекция ОНР

  1. И.В.Скворцова, «Логопедические игры + CD. Для детей 4-6 лет»
  2. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, Методика развития речи детей дошкольного возраста.
  3. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селивёрстова В.И.
  4. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова, «Учите, играя».
  5. Г.С.Швайко, «Игры и игровые упражнения для развития речи».
  6. Ю.Г.Илларионова, «Учите детей отгадывать загадки».
  7. Л.Н.Ефименкова, «Формирование речи дошкольников».
  8. С.А.Миронова, «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
  9. З.Е.Агранович, «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».
  10. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР».
  11. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР».
  12. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, «Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет».
  13. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

  1. З.Е.Агранович, «Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова».

Логоневроз

  1. А.В.Ястребова,  «Коррекция заикания у учащихся образовательной школы».
  2. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская, «Устранение заикания у дошкольников в игре».
  3. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская, «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».
  4. Г.А.Волкова, «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников».

Диагностический материал

  1. Т.А.Ткаченко, «Альбом индивидуального обследования дошкольника».
  2. О.Б.Иншакова, «Альбом для логопеда».
  3. Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом  для обследования детей 3 – 4 лет».
  4. Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом  для обследования детей 4 – 5 лет».
  5. Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом  для обследования детей 5 – 6 лет».
  6. Г.Н.Лаврова, Л.С.Рычкова, «Диагностический альбом  для обследования детей от 6 – 7  лет».
  7. С.Д.Забрамная, О.В. Боровик, «Дидактический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».
  8. Г.А.Волкова, «Методика психолого-педагогического обследования   детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики».
  9. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова, «Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона. Альбом первый».
  10. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова, «Дидактический материал по обследованию речи детей. Письменная и связная речь».
  11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е.А.Стребелевой.
  12. О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, «Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие». Кабинет логопеда оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной коррекционно-логопедической работы.
     

Для обследования и развития речевых и неречевых процессов:

  1. Филичева Т.Е., Каше Г.Л., Дидактический материал по исправлению недостатков речи. – М., 1989.
  2. Соловьева О.И., Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1975;
  3. Соколенко И.И., «Посмотри и назови» – дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1997;
  4. Бессонова Т. П., Грибова О. Е., Дидактический материал по обследованию речи детей. – М., 1994;
  5. Пятакова О.Б., Альбом для логопеда. — М., 1998.

Дидактические игры и пособия по развитию и коррекции речи: 

  • наборы предметных картинок;
  • наборы сюжетных картинок;
  • наборы картинок по автоматизации звуков речи;
  • набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, свисток, свистульки), поющие игрушки – петушок, птички;
  • мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки (кукла, лягушка, мишка, машины, зайка и др.);
  • разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2,3,4,6 частей;
  • игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов (по лексическим темам и по звукам);
  • изображение контуров предметов и их частей;
  • наборы карточек «Скажи одним словом», помогающих выработать обобщающие понятия;
  • игра «Сравни и отличи»: наборы картинок для игры «Один-много», «Найди отличия»;
  • игра «Бывает – не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями;
  • картинки-слова, близкие по звуковому составу;
  • «Семафор» – набор предметных картинок, карточки-сигналы;
  • схемы слова, обозначающие начало, середину и конец слова (для определения позиции звука в слове).
  • игра «Большие и маленькие» – набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;
  • игра «Что забыл нарисовать художник?» – набор картинок, изображающих предметы и части предметов;
  • игра «Зоологическое лото» – картинки с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, Севера;
  • игра «Волшебный мешочек» – набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики;
  • игра «Скажи наоборот»;
  • игра «Кто что делает?» – набор картинок с изображением людей разных профессий;
  • игра «Что с чем?» – картинки, изображающие предметы, необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах);
  • игра  «Профессии» – наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда;
  • игра «Волшебный сундучок» – картинки с изображением одного, двух, пяти предметов;
  • игра «Кто у кого?» – картинки с изображением животных, птиц и их детенышей;
  • серии последовательных сюжетных картинок;
  • сюжетные картинки по лексические темам;
  • схемы для составления описательных рассказов;
  • набор звуков-символов;
  • серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие;
  • альбомы И.И. Соколенко, Л.И. Богомоловой, Н.В. Новоторцевой, ГА. Каше, В.В. Коноваленко для формирования правильного звукопроизношения;
  • набор вертушек, султанчиков, снежинок, бабочек для развития дыхания;
  • мозаика; трафареты различной сложности; пирамидки;
  • пособие «Зашнуруй ботинок»;
  • игра «Собери бусы» – набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура;
  • пособие «Пришей пуговицу» – деревянные пуговицы больших размеров, набор шнурков разного цвета;
  • азбука, магнитные буквы.

 

​​​​​​​