Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ (далее - ВСОКО) - особая организационная модель, являющаяся важной частью управленческой системы детского сада, предусматривающая сбор и последующую оценку основных показателей образовательного процесса.
Это отлаженный механизм, реализуемый в контексте осуществления образовательного процесса в детском саду. Организация процедуры ВСОКО является условием реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-83 «Об образовании Российской Федерации». Внутренняя система оценки качества дошкольного образования позволяет определить, насколько фактическая реализация образовательных программ отвечает тому уровню, который был установлен требованиями ФГОС ДО. Процедура основывается на аналитической деятельности: оценивается качество осуществления процесса образования, а также его результативность и обеспечение ресурсами. Проверочный механизм опирается на российское законодательство, федеральные и локальные нормативно-правовые акты, касающиеся учебной сферы.
Целью ВСОКО является установление соответствия имеющегося качества образования с требованиями законодательства в сфере образования РФ, региональными и муниципальными стратегическими документами, потребностями и индивидуальными запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).
Цели включения ВСОКО в дошкольную образовательную практику:
- Сбор информация о состоянии всех направлений работы дошкольной образовательной организации, тенденциях реформирования дошкольной образовательной практики в условиях нового времени.
- Оперативное выявление процессов, вливающих на характер организации воспитательной деятельности.
- Передача данных о результативности образовательного комплекса педагогическому составу, родителям, работникам управленческой структуры.
- Создание условий для последовательного повышения квалификации воспитателями, в том числе оценивание имеющихся ресурсов для открытия инновационных педагогических площадок.
- Принятие своевременных и эффективных управленческих решений, реализация действенных административных механизмов.
Проектирование системы ВСОКО в ДОУ по ФГОС предусматривает работу над достижением следующих задач:
- Выработка единых критериев оценивания, характеризующихся объективностью, и постоянных инструментов контроля.
- Выявление факторов, наиболее сильно влияющих на построение учебно-воспитательного процесса.
- Обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих дефекты развития.
- Совершенствование механизмов повышения педагогического мастерства, в частности посредством создания рейтинговой системы, начисления стимулирующих выплат.
- Приобщение в систему управления детским садом представителей родительской общественности.
- Утверждение механизмов открытости и прозрачности деятельности дошкольной образовательной организации.
Документы федерального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- ПРИКАЗ от 14 декабря 2017 г. N 1218 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ИЮНЯ 2013 Г. N 462
- Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1324 от 10 декабря 2013 года «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
Документы регионального уровня:
- Приказ ДО ЯО от 20.07.2021 № 235/01-03 «Об утверждении Концепции региональной системе оценки качества дошкольного образования в Ярославской области», с. 4; 17
- Положения о региональной системе оценки качества дошкольного образования в Ярославской области» с.1-2
- Приказ ДО ЯО от 22.07.2021 № 236/01-03 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества дошкольного образования в Ярославской области» (Раздел 2. «Цели, задачи, принципы организации РСОКДО»)
- Система работы по организации мониторинга качества дошкольного образования (вкладка «Система мониторинга качества дошкольного образования»)
- Концепция региональной системы оценки качества дошкольного образования
- Приказ департамента образования Ярославской области «Об апробации инструментария мониторинга качества дошкольного образования» от 12.11.2019 № 350/01-04
Локальные акты:
Внутренняя система оценки качества образования в МДОУ «Детский сад № 69»
Задачи |
- Обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования, определение объекта системы оценки качества образования, формирование единой системы оценки качества
|
- Определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг
|
|
- Определение соответствия фактических образовательных условий ДОУ к условиям реализации образовательной программы, определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ ФГОС ДО
|
|
- Оценка состояния и эффективности деятельности Учреждения, принятие управленческих решений, прогнозирование развития образовательной системы ДОУ
|
|
- Обеспечение открытости и доступности процедур по оценке качества образования
|
|
Предмет внутренней оценки |
- Качество условий (материально-технических, психолого-педагогических, кадровых, финансовых, развивающей предметно-пространственной среды, удовлетворенности родителей условиями пребывания детей в ДОУ)
- качество образовательного процесса (ООП ДОУ, соответствие ее требованиям ФГОС ДО)
|
- дополнительных образовательных программ, качество образовательного процесса и взаимодействия всех участников образовательных отношений)
|
|
- качество образовательных результатов (освоения воспитанниками ООП ДОУ, здоровья воспитанников, достижений, удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг)
|
|
Результаты |
- Информационные (Анализ результативности процессов в ДОУ, сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами)
|
- Мотивационные (участие в оценке всех специалистов стимулирует к выполнению единых целей организации)
|
|
- Личностные (участие в оценке всех специалистов и родителей повышает их общий уровень педагогической культуры, а также побуждает к саморазвитию)
|
|
- Управленческие (оперативное реагирование на изменения, происходящие в ДОУ, разработка и реализация системы мер по улучшению показателей качества образования ДОУ)
|